St. Petersburg
International
Festival

open air

ОПЕРА-

ВСЕМ

All
Together
Opera

Санкт-Петербургский
международный фестиваль

«Опера – всем» – события фестиваля

В «Северной звезде» опубликовали статью XI фестивалю

13 июля на Соборной площади Петропавловской крепости под звуки карильона открылся XI Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем». Первой в нынешнем фестивальном марафоне была исполнена одна из самых известных опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Статью об этом событии подготовило Информационное Агентство "Северная Звезда".

Одиннадцать лет вместили сложнейшие испытания. Но театр «Мюзик-холл» уверенно, с достоинством проходит их, успешно отстаивая право на жизнь фестиваля, который продолжает оставаться радостным событием для петербуржцев и гостей нашего города. Являясь поклонником проекта, в очередной раз пытаюсь сформулировать секрет его успеха.

Успех начинается в головах руководителей. И тандем Фабио Мастранджело и Юлии Стрижак – мощнейший локомотив, умно, целеустремленно ведущий свой музыкальный «состав» к реализации творческих идей, независимо от обстоятельств.
Немаловажно, что они не только способны убедить власти города поддерживать их начинания, добиваются понимания значимости своей деятельности, но и умеют быть благодарными за поддержку. В результате – фестиваль «Опера–всем» жив и одиннадцатый раз проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Увертюра взаимных приветствий на открытии звучала гимном этому сотрудничеству. «Это, наверное, одно из самых ожидаемых событий в нашем городе. Я бы хотел отдельно поблагодарить Правительство Санкт-Петербурга, Юлию Стрижак, Фабио Мастранджело, спонсоров и всех тех, кто уже много лет этим занимается», – отметил Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.

Вклад фестиваля в культурную историю города обозначил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский: «Петербург – культурная столица. Это означает не только сохранение наследия, но его приумножение традиций. И вот одна из таких относительно новых традиций– каждое лето встречаться под открытым небом и слушать оперу».

Организаторами проекта наряду театром «Мюзик-Холл» выступают Президентский фонд культурных инициатив и Некоммерческое партнерство «XXI век».

Еще одной важной составляющей успеха является то, что «Мюзик-Холл» – это команда! Командный дух коллектива я всегда ощущаю, когда прихожу на концерты, спектакли. Более того, слушатели тоже стали частью этой команды. Невероятное количество людей, приходящих на open air «Опера – всем», – ярчайшее тому доказательство.

Его завсегдатаям известна до смешного последовательная традиция петербургской погоды – встречать дождем открытие фестиваля. Но для поклонников «Оперы-всем» «нет плохой погоды», они всегда готовы терпеть любое ненастье ради долгожданной встречи и даже готовы к организационным импровизациям! В этом году из–за мрачного прогноза дату открытия все-таки пришлось перенести на день, но это не помешало 15 тысячам (!!!) слушателей оперативно поменять свои планы и прийти 13 июля на «Сказку о царе Салтане», которой открылся фестиваль.

Арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий напомнил, что свой шедевр Римский-Корсаков задумал к 100-летию со дня рождения Пушкина. В связи с этим появление в числе действующих лиц Александра Сергеевича (солист театра "Мюзик-Холл" Илья Русь), выглядело вполне логично. Пушкин «вторгался» в действие, являясь участником массовки, взаимодействуя с героями сказки, в танце скоморохов хулиганил, солируя на балалайке, изображая рок-звезду. Периодически он хватался за перо, склоняясь над листом бумаги, впадал в задумчивость, ожидая вдохновения, и этим подчеркивая свою авторскую причастность, к словно рождающейся у нас на глазах, сказке.

Пушкинское витало, атмосферно объединяло действие. Крылья чаек, появляющихся в «картине моря», напоминают пушкинские гусиные перья (идея остроумная, но несколько громоздкая, недостаточно пластично выполненная). В лирических кульминационных моментах, как чувственный символ, появляются стаи бабочек. Они трепещут разноцветным, «мультяшным» облаком над влюбленными героями, их по-ребячьи увлеченно ловит вечно юный Пушкин и это придает действию легкость, вызывает улыбку, акцентирует присущий опере Римского-Корсакова юмор. А введенное постановщиками живое звучание божественных стихов поэта, которыми соединялись картины, сцены, впечатляло наравне с гениальной музыкой Римского-Корсакова.

Последние годы очевидным трендом фестиваля «Опера – всем» стало стремление формировать исполнительский состав с опорой на петербургских солистов и преимущественно артистов Мюзик-Холла. Мне помнится ситуация на фестивале 2017 года, когда в пиар-компании делался акцент на участие в опере «Вольный стрелок» певицы из Германии Микаэлы ди Каталано, исполнявшей партию Агаты, а на деле европейскую гостью уверенно победила, покорив всех, Анхен в исполнении нашей Ольги Черемных.
За эти годы Мюзик-Холл системно взращивал своих звезд. Солисты театра – Анна Викулина, Тигрий Божакин, Назия Аминева, Клим Тихонов и многие другие, – запомнились своими яркими работами, стали любимцами публики. Я помню восторженные отклики о солистах «Мюзик-Холла» от своих коллег из других городов.

При этом фестиваль, конечно же, продолжает оставаться пространством сотрудничества с солистами разных театров Петербурга. Вокально и актерски убедительными в «Сказке о Царе Салтане» были и солист Михайловского театра Александр Безруков (Салтан), и замечательная, артистически многогранная солистка Мариинского театра Наталья Евстафьева (Сватья баба Бабариха). Но центральные партии исполнили солисты театра Мюзик-Холл: Назия Аминева (Царевна Лебедь), завораживающе спела волшебной красоты известные арии Царевны Лебеди, Павел Шнипов, создал очень интеллигентный, лирически привлекательный образ Гвидона, голос его проникновенно звучал в кантилене; трогательный, глубоко русский женский образ Царицы Милитрисы создала Елизавета Михайлова; яркие характерные роли Ткачихи и Поварихи исполнили в прекрасном музыкальном ансамбле Анастасия Самарина и Мария Бояркина.

Режиссер Сусанна Цирюк и художник-постановщик Алексей Тарасов не поддались модным режиссерским тенденциям переосмысления и неуместного осовременивания оперы, а остались верны Римскому-Корсакову и жанру оперы–сказки. Обаяние произведения, особенности его драматургии обусловлены тесной связью с традициями народного балаганного театра. Это нашло непосредственное отражение в декорациях, костюмах (лубочность, «лоскутность», мотивы гжельской, городецкой росписи, дымковской игрушки), и в хореографии (скоморошьи пляски).

Опытный постановщик мюзиклов Сусанна Цирюк внесла в сценическую визуализацию симфонической картины «Три чуда» элементы эксцентрики, фокусничества, шоу, характерные и для уличного театра. В роли белки – акробатка, исполняющая различные трюки внутри так называемого колеса Сира (акробатический снаряд, большой металлический обруч); двойник Царевны Лебеди танцует на роликах; три представителя тридцати трех богатырей выполняют джигитовку. Но нельзя ли было задекорировать прозаичные грубые черные ролики, предательски выглядывающие из-под легкого белого лебединого платья, при взгляде на которые ощущение чуда исчезало? А главное – где звезда??? Ведь с детства нет более запоминающегося описания волшебного образа Царевны, чем «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». И когда эти стихи несколько раз звучали со сцены, зал буквально повторял их вместе с артистами. Мы прямо по-детски ждали звезду в костюме Царевны Лебеди – хочется, чтобы, все было, как в сказке!

В «Сказке о царе Салтане» удались скоморошьи танцы (балетмейстер Антон Дорофеев). Этому способствовали и прекрасные костюмы. Но в остальном (как и довольно часто) хореографическому решению присуща, с одной стороны, эклектичность, с другой – почти всегда скатывание в мюзик-холльность образца 70-х годов (танец лебедей в гипюре и с огромными негнущимися крыльями). Иногда хореографам балета «Мюзик -Холла» удается пройти «по краю» и вписаться в жанр, как было, скажем, в «Волшебной флейте». Там танцевальные номера спасла ироническая интонация, присущая всем компонентам спектакля. Но в целом следовало бы подумать о большей стилистической точности работы хореографов и, вероятно, о более основательной классической хореографической подготовке танцоров балета, которые часто напоминают ансамбль эстрадного танца.
В спектакле царит дух домашнего театра, в котором все участники с удовольствием лицедействуют, рядясь в разные костюмы, импровизируя, и радуются состоявшемуся действу вместе со зрителями.

Потрясающая музыка Римского-Корсакова недосягаемо возвышается над сценическим действием! Мне кажется, независимо от более или менее удачных режиссерско-постановочных решений опер, главное, за чем приходят люди на фестиваль «Опера–всем», – это возможность услышать живьем музыку выдающихся композиторов. И роль оркестра здесь невероятно велика. «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело доносит красоту музыки невероятно органично, «подстраиваясь», к «звучанию» архитектурных шедевров Санкт-Петербурга, в которые «вписаны» сценические площадки, и которые как-то незаметно резонируют с восприятием слушателя.

Партитура Римского-Корсакова – роскошь! Столько изобретательности, изумительных оркестровых находок. Не прошло незамеченным ни одно инструментальное соло, которые были прекрасно исполнены музыкантами оркестра! Сложная, «богатая» ткань партитуры Римского-Корсакова, «расшитая» драгоценными нитями народных песен, по-особому тепло отзывалась в сердце. Как же очевидно угадывается в ней будущий «русский» Стравинский, столь блестяще развивший идеи своего гениального учителя. Порой, хотелось закрыть глаза и просто наслаждаться бриллиантовыми «россыпями» музыкальных находок композитора.

Автор: Елена Истратова
2022